Решил сформулировать для себя, что такое «мерность функции», причем по возможности (как я предпочитаю) фундаментально, без явной привязки к поведенческим реакциям. С моей точки зрения плюс одна мерность означает определенный качественный скачок, который связан с количественными параметрами. Где эта количественная граница и чем она в механизме психики (в том числе и на физиологическом уровне) определяется - вопрос отдельный. (Интеллект у человека умеет много гитик, и восприятие даже одномерных функций охватывает достаточно большую палитру явлений по соответствующему аспекту.) Я пытаюсь создать модель, в которой демонстрируется, в чем суть качественных скачков и как из этого проистекает общепринятое соционическое трактование мерностей. Сперва об используемых условностях. Представим себе, что ситуация по аспекту описывается набором параметров: S=(s1, s2 ... sn). Каждый из параметров имеет свой диапазон уникальных значений. Не будем пытаться формализовать это представление, достаточно представлять себе, что это теоретически возможно. ))) Сколько всего параметров, и сколько параметров на мерность - чисто условность. Я выбирал для удобства и наглядности ))) И постарался без цифр и формул по возможности обойтись.
ОДНОМЕРНАЯ ФУНКЦИЯ
Итак, одномерка воспринимает у нас... ну скажем для простоты (все это условность, напомню), 4 параметра. При этом для нее все параметры равноправны по значимости.
Из этого следует:
а) ситуации S1 = (a, b, c, d, е, f …) и S2 = (a, b, c, d, r, s …) будут восприняты как одна и та же ситуация S0 = (a, b, c, d )
б) ситуации S1 = (a, b, c, d) и S2 = (a, x, c, d) всегда воспринимаются как принципиально разные.
Почему одномерка – функция личного опыта? Потому что человек по ней способен только сопоставить ситуацию с уже известной, и только совпадающая с ней (по доступным к видению параметрам) признается аналогичной. При частичном совпадении, в силу того, что параметры не дифференцируются по значимости, человек уже не в силах прикинуть, насколько новая ситуация отличается от известной. А если новая ситуация частично совпадает (по-разному), скажем, с двумя известными , то начнутся метания.
Чужой опыт одномерка в состоянии усвоить только в буквальной форме, пополнив личный список уникальных ситуаций.
ДВУМЕРНАЯ ФУНКЦИЯ
Что нам дает выход на новый уровень? Прежде всего – большее количество усваиваемых параметров. Качественный скачок – дифференциация параметров. В итоге, ситуация, которая одномерке виделась как S1 = (a, b, c, d), двумерке видится как (ну пусть условно будет плюс два параметра) S1 = (A, b, C, D, e, f).
И понимает двумерка, что пример б) из предыдущего раздела – это две родственные ситуации с одними и теми же определяющмии суть параметрами. И в отличие от одномерки, она, имея в своем багаже опыт решения ситуации S1 и более широкое видение второстепенных мелочей, способна более быстро и компетентно принять решение относительно ситуации S2. А в чем у нас «киксует» двумерка? Она слабо ориентируется в совместимости параметров. Зная о классах ситуаций CS1 = (A, C, D), CS2 = (D, E, G), она не может уверенно сказать, возможны ли классы ситуаций (A, D, E) или (C, D, G), и что их роднит с похожими, если они все-таки возможны. Без соответствующего опыта, она может получить информацию о существующих классах только извне. Таким образом, получается, во-первых, что двумерка способна компактно систематизировать личный опыт, а также получать такую же компактную инфу извне. Что позволяет ей сравнивать новую ситуацию не с сотней других ситуаций, а с десятком схем, т.е. оперативнее принимать решение, по сравнению с одномеркой. Второе следствие – способность расставлять приоритеты позволяет ей формировать личные нормы и понимать нормы социальные. Но конфликт разных норм разрешить ей сложно. Не говоря уже о ситуациях, которые к нормам никаким боком.
ТРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИЯ.
Привычно отметим увеличение количества воспринимаемых параметров. А что меняется качественно? Появляется то, чего не было у двумерки – анализ совместимости принципиальных параметров. Трехмерка на основе личного опыта и усвоенных норм, способна смоделировать новые классы ситуаций и экстраполировать их свойства. Именно это позволяет трехмерке принимать решения по ситуации – вычленив знакомые ключевые параметры, хотя бы и в новой для себя комбинации, она тут же понимает приниципиальные свойства ситуации и принимает на их основе решения. И снова, раз меньше переборов и метаний, то меньше и время принятия решения в сложной ситуации.
Побочное социальное следствие – трехмерка способна встать над нормами: четче понимать границы их применимости; ранжировать по приоритетам; смотреть на ситуацию в ракурсе разных норм одновременно.
ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИЯ.
Опять у нас расширился информационный канал, а качественный скачок – способность дифференцировать и вторичные параметры ситуации. Казалось бы пустяк, но он открывает новые возможности. Зная, какие комбинации первичных и вторичных параметров ситуации возможны, и как они взаимодействуют, четырехмерка способна моделировать на основе личного опыта новые ситуации и предсказывать их свойства. Анализ связей между параметрами позволяет также видеть возможную динамику ситуации – откуда она могла взяться, и куда может придти. Иными словами, четырехмерка, видит ситуацию не саму по себе, а в рамках пространства ситуаций, встает над ней. В частности даже без непосредственного личного опыта (в том числе и вербальной инфы извне) четырехмерка хорошо представляет, как может быть хорошо, и как может быть плохо. В некотором роде 4-мерка всегда имеем опыта (к которому обращается при принятии решения) больше, чем фактически получил человек. И способна быстро примерить на этот опыт ситуацию во всех ее подробностях.
Одно интересное следствие – как 4-мерка важна в дуальных ИО. Прежде всего, 4-х мерка человека действует с соответствующей 1-меркой его дуала в рамках одного ценностного поля. Во-вторых, 4-мерка способна компетентно понять, как развернуть ситуацию (текущую или планируемую) так, чтобы она не только соответствовала ее критериям «хорошо-плохо», но и одновременно не противоречила уникальному личному пониманию 1-мерки дуала.