Описание Достоевский (Бескова, Удалова) по функциям в примерах - ДОСТОЕВСКИЙ - ШТИРЛИЦ и ДОСТОЕВСКИЙ - Каталог статей по соционике

   
Главная » Статьи » ШТИРЛИЦ и ДОСТОЕВСКИЙ » ДОСТОЕВСКИЙ

Описание Достоевский (Бескова, Удалова) по функциям в примерах
Базовые функции

Когда мы вынуждены объяснять другим очевидные для нас вещи, нас не покидает удивление, что партнер сам этого не видит. «Скорее всего, придуривается, - решаем мы. - Нельзя же, в самом деле, этого не понимать!»

Действительно, для каждого из нас существуют в мире вещи столь очевидные, что их не приходит в голову обсуждать. Мы думаем, что все видят то же самое. Но это не так.
Соционика убедительно показывает, что описанное выше экспертное восприятие действительности присуще каждому человеку, но только по одному из восьми информационных аспектов, описывающих мир. Значит, «очевидными» наши взгляды могут показаться только одному из восьми типов. А остальным «очевидным» кажется что-то другое. Как узнать - что?
В модели А за осознанное экспертное восприятие действительности отвечает функция, расположенная в базовой (1-й) ячейке. В зависимости от того, какой природы эта функция (а у разных типов это разные функции), будет меняться и область экспертного восприятия. Для каждого типа она своя.
Первая функция - базовая, основа личности и интеллекта человека. Если тип получил нормальное развитие, то информацию по базовой функции он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с ней.
Не следует думать, что обладание определенной базовой функцией автоматически обеспечивает человеку экспертное восприятие по ней. Без обучения и тренировки потенциал личности останется нераскрытым.
Но сам по себе потенциал базовой функции огромен. Она адекватно воспринимает всю информацию в большом объеме, улавливает все связи и тенденции явлений по своему аспекту. Есть мнение, что моделирование реальности здесь происходит в четырехмерном пространстве неких признаков, поэтому модель максимально отражает реальность.
Базовая функция быстро усваивает информацию, свободно ею оперирует, вынослива к большим нагрузкам. Здесь нет «лишней» информации, любая идет на пользу формированию личности. Чем свободнее человек владеет данным аспектом, тем выше его самооценка. Именно развивая первую функцию, мы реализуем свои основные способности. И это приносит ощущение полноты и успешности жизни, уверенности в своих силах.
Рассмотрим конкретные проявления способностей типов, обусловленных развитием базовых функций.

Если базовая функция - этика отношений (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Тонко чувствующие человеческую психологию, такие люди имеют, как правило, хорошие отношения с окружающими. Они замечают невысказанные проявления отношений в любой компании, хорошо знают моральные нормы, чувствуют их суть, способны к эмпатии.
Примеры:
- Женщина ДРАЙЗЕР 74 лет так вспоминала историю своей жизни: «Еще в университете, после войны, мы познакомились с мужем и с тех пор живем вместе вот уже 52 года. Обстоятельства жизни иногда вынуждали нас жить и работать не в Москве, но я всегда была рядом с ним».
Они вырастили дочь и всегда дружили со всеми ее подругами, принимали их у себя и поддерживали, чем могли. Сейчас у них уже выросли внуки-студенты, которым они всю жизнь помогали учиться, а также воспитывали их в процессе постоянного общения.
А вот как говорит о ней ее муж: «Однажды я как куратор попал на предприятие, в лабораторию, где моя жена работала 10 лет назад. Там висела стенгазета, и она вся была про нее. Через 10 лет! Вот как к ней люди относятся!»

- Известный американский психолог Ролло Мэй (ДОСТОЕВСКИЙ), ученик А. Адлера, в начале 30-х годов XX века написал замечательную книгу «Искусство психологического консультирования», насквозь пропитанную гуманистическим подходом к человеку. Как сильный этик, он написал ее с полным пониманием того, каковы мотивы человеческого поведения и возможности его коррекции. Эта книга постоянно переиздается и до наших дней остается непревзойденным учебником по психологическому консультированию.

Творческие функции

В многообразии жизненных проблем существуют задачи такого рода, которые человеку даются наиболее успешно. Одни люди легко разбираются в математике, другие - в человеческих отношениях. Одни с удовольствием осваивают все новые и новые рецепты, другие - философские вопросы бытия. В любое время, в любом окружении человек способен дать совет, разобраться в возникших трудностях, придумать нестандартный выход из положения по интересному для себя аспекту.

Окружающим хорошо знаком этот неподдельный интерес. Иногда это их раздражает, иногда вызывает ироничное отношение, но квалификация человека в этих вопросах сомнения не вызывает.
Такой активный творческий интерес к определенному аспекту действительности обеспечивает нам функция, находящаяся во второй ячейке модели А. Она так и называется - творческая.
Вторая функция модели А - творческая. По ней человек быстро усваивает информацию, часто генерирует ее сам, может подробно о ней поговорить, и выступает он в роли критика именно по творческой функции. По аспекту этой функции человек всегда готов предложить конструктивные решения. Часто это действительно нестандартные, не существовавшие до того в мире способы разрешить ситуацию.
Как правило, результат работы творческой функции учитывает множество факторов, оптимизируя предстоящее действие. Принято считать, что вторая функция строит трёхмерную модель ситуации по своему аспекту. Ей видны объемные связи явлений, ее ожидания адекватны.
Здесь также не следует ожидать, что «творчество само пробьет себе дорогу». Если человека не обучать по данному аспекту, если не «загрузить» его достижениями современной культуры, то и творчество его, основанное на невежественных представлениях, будет примитивным и вульгарным.
Рассмотрим проявления конкретных соционических функций во второй ячейке модели А.

Если творческая функция - интуиция возможностей (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Люди этих типов замечательно чувствуют и творчески используют возможности людей и событий. При достижении своих целей они никогда не упускают из вида альтернативные варианты. Интуиция подсказывает РОБЕСПЬЕРАМ и ДОСТОЕВСКИМ, чего можно ожидать от окружающих людей и событий. Они всегда находят возможность получить желаемое, прогнозируя возможные реакции окружения.

Примеры:
- Ирина Хакамада (РОБЕСПЬЕР), придя в политику, блестяще реализует свои способности к целостному пониманию ситуации и умение быстро выбрать из наличных возможностей самую перспективную. Она демонстрирует способность виртуозного ведения дискуссий с оппонентами, ловя их в заранее расставленные сети, обнажая противоречивость их деклараций. Ее политическому успеху не помешало ни то, что она женщина, ни значительная доля японской крови. Очевидный талант политика и искусство не упускать внезапно возникшие возможности преодолели все преграды.
- В произведениях Федора Достоевского, имя которого присвоено соответствующему типу, мы как раз находим яркий пример творческого использования сильной интуиции возможностей. В его романах представлено не только огромное количество совершенно разных характеров, но и как калейдоскоп меняются ситуации, возникают неожиданные повороты сюжета, в которых автор фактически экспериментирует над своими героями. Это позволяет ему раскрыть возможности человеческих отношений с небывалой глубиной, не зря он признан классиком мирового уровня.

Ролевые функции

«Это он на людях такой, а дома вы его бы не узнали!» - как часто мы слышим, да и сами произносим эти слова при характеристике какого-то человека. Еще К. Г. Юнг говорил о маске, которую человек одевает, предъявляя себя для общественной оценки.

Маска эта выбирается из тех соображений, что какие-то черты кажутся нам наиболее приемлемыми в обществе. Что же это за черты? Как мы определяем, что понравится не знакомым с нами людям?
Соционика открыла неслучайность выбора модели адаптационного поведения для людей определенного типа. Та роль, которая кажется наиболее выигрышной человеку каждого типа, зашифрована функцией, расположенной в третьей ячейке его модели А.
Третья функция - ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции, оправдать чужие ожидания, не раскрывая раньше времени основу личности.
Ролевая функция активируется в незнакомой обстановке и с ее помощью человек одновременно зондирует ситуацию и прикрывает свою истинную сущность. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться в обстановке.
Но возможности третьей функции невелики. Она активна минут 10-20. Потом, получив нужную информацию, человек переходит на работу по сильным функциям. Принято считать, что ролевая функция двумерна. Она строит поверхностные, плоские модели реальности, которые годятся только для приблизительных оценок.
Всю полноту информации о связях и глубине соответствующих явлений ролевая функция не охватывает. Но это не значит, что по ней ничему нельзя научиться. Человечество накопило достаточно много знаний по каждому из 8 информационных аспектов. Освоенные знания, разбитые на простые элементы, могут быть предложены вниманию третьей функции. И объем таких адаптированных знаний в плоскости ролевой функции может быть весьма велик. Плоскость ведь тоже по-своему бесконечна.
Не следует только ожидать, что по ролевой функции возможно свершение каких-то эпохальных открытий. Однако, здесь вполне возможна добросовестная аккуратная работа, чего в целом ряде случаев бывает достаточно для социальной адаптации личности.
Но если человек настроен на творческую самореализацию, искать ее следует по аспектам другой (2-й) функции модели А.
Рассмотрим, как проявляются функции разной природы в третьей ячейке модели А.

Если ролевая функция - структурная логика (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески. В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение. ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ чаще других типов произносят фразы: «Все должно быть разумно обосновано», «Надо подумать», «Я стараюсь поступать логично».
Примеры:
- Аналитические программы Николая Сванидзе (ДРАЙЗЕР) не отличаются глубиной анализа. Часто в них не хватает документальных подтверждений, ставка делается на изобличение непорядочности того или иного лица. Желание объяснять истины другим перемежается с уходом от собственных оценок.
«Народу нужно объяснять, показывать, народ нужно вести. Нельзя идти за народом! У демократии много минусов, но лучшего устройства, чем демократия, пока нет. К нашему народу, как ко всякому другому, я отношусь с огромным уважением, но идеализировать народ нельзя...»
«Влюбленная женщина верит ведь сердцу. Посадите перед ней двух человек: академика-математика и ее возлюбленного. И если академик скажет, что дважды два четыре, а ее возлюбленный - восемь, то кому она поверит? Она скажет: академик, конечно, человек умный, но я верю не ему.»
«А о нынешнем правительстве могу лишь сказать, что оно либеральное - по составу игроков. Все ли оно делает правильно, я не знаю. Я могу лишь ориентироваться на мнение авторитетных для меня людей».
- Учитель физики (ДОСТОЕВСКИЙ), организатор одного из московских физико-математических лицеев, своеобразным способом производил отбор учащихся в лицей. После того, как ребята проходили огромное количество разнообразных тестов и собеседований, им в обязательном порядке предлагалось отправиться в двухдневный поход. Окончательное решение о приеме ученика в лицей принималось только после этого. Несмотря на весь учительский опыт по своему предмету, многочисленных тестов для учителя было совершенно не достаточно, чтобы сделать заключение о человеке. Он мог уверенно оценить ребенка, только наблюдая его в личном общении.

Болевые точки

Соционика утверждает, а практические наблюдения ежеминутно подтверждают, что у каждого из 16 типов, помимо каналов, в которых информация воспринимается легко и свободно, существует область неуверенного приема и болезненного восприятия.

Эта область называется местом наименьшего сопротивления, или болевой точкой типа. Болевая точка - это чрезвычайно узкий, «одномерный» канал, по которому информация воспринимается фрагментарно, линейно, без всяких оттенков и весьма приблизительно.
Четвертая функция - болевая. По этой функции человек не видит явления во всех его связях, упускает существенные черты, не может учесть всех последствий. Требуются огромные усилия, чтобы увязать в голове хотя бы несколько факторов. Успех такой работы окажется неустойчивым, а характер быстро испортится из-за непосильной нагрузки и ответственности в той области, которую человек не может контролировать.
На какую область информации настроен этот канал, зависит от структуры типа. Но каждый сюжет нашей жизни может быть болезненным для какого-то типа. Не существует тем, которые никого не задевают.
Поскольку в области своей болевой точки человек не может адекватно оценивать информацию и быстро перестает понимать и контролировать происходящее, он не должен перегружать себя по этой функции, оберегая свою психику.
Как абстрактная идея это доступно нашему пониманию. Мы знаем, что слабое сердце надо беречь, слабое пищеварение нуждается в щадящей диете и т. п.
Но когда требуется освободить своего ребенка от излишней нагрузки по математике (аспект структурной логики в соционической терминологии) или от музыки и танцев (аспект этики эмоций) или от бисероплетения и макраме (аспект сенсорики ощущений) - мы начинаем возмущаться. «Вы что, хотите, чтобы все это умели, а мой остался дураком?!»
Нет, конечно. Соционик, дающий рекомендацию разгрузить болевую точку ребенка, заботится о том, чтобы он вырос здоровым, уверенным в себе и развивал тот талант, который именно ему дан природой. А не тот, которым обладает сосед по парте.
Если ставка сделана на достижение приличного результата по аспекту болевой точки, то в это требуется вложить столько ресурса и приложить столько усилий, что не останется времени и сил, чтобы развить и наполнить содержанием действительно сильные стороны типа. А ведь если бы усилия были приложены именно здесь, человек мог бы добиться высоких творческих результатов. Наполнение же болевой функции требует гораздо больших усилий, а достигнутые каторжным трудом результаты при этом неустойчивы. Как только прекращается активная работа по этому сюжету, вся информация буквально выветривается из головы. Причем человек забывает обо всем этом охотно, испытывая при этом чрезвычайное облегчение.
Как уже говорилось, соционика открыла, что любая деятельность, которой успешно занимаются люди, у двух из 16 типов вызывает серьезные затруднения и напряжение. И усиление тренировок приведет только к разрушению здоровья.
Не важно, что вам кажется, что ничего сложного здесь не требуется. Не важно, что вы можете подробно объяснить любой момент. Если данная «легкая» информация попадает на болевую точку партнера, ему будет очень тяжело выслушивать вас и, тем более, действовать по этому аспекту.
Рассмотрим, как перегруженность болевой точки деформирует проявления людей всех типов.

Если болевая точка - волевая сенсорика (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Сами, не применяя силовых методов воздействий на других, эти люди не переносят агрессии по отношению к себе ни при каких обстоятельствах. Им трудно противостоять волевому давлению или грубой силе. Они остро переживают критику, выраженную в жесткой форме, упреки в трусости.
Человеку с такой болевой точкой трудно защитить свою территорию (в самом широком смысле) от посягательств окружающих. Часто они усматривают такие посягательства там, где их нет, и заранее стараются себя обезопасить. Они не любят приказов, подчинения, чужой власти, опасаясь подавления своей личности.
Традиция может допустить некоторую робость у женщин, но мужчины этих типов часто вынуждены притворяться могучими и строгими, что не соответствует их сущности и порождает страх разоблачения. Ведь где-то в глубине души они осознают свою слабую агрессивность как недостаток для мужчины.
Примеры:
- Знаменитый, прекрасный, талантливый актер Олег Янковский (РОБЕСПЬЕР) всегда находит нужные краски, создавая яркие сценические образы. Однако по понятным причинам роль Петра I ему явно не удалась. Волевая сенсорика, которая является основой личности Петра, у Янковского - болевая точка, а потому изобразить ее достоверно для него практически невозможно.

- Мужчина ДОСТОЕВСКИЙ, приходя на рынок строительных материалов, изображал из себя «строгого хозяина». Он агрессивно обращался к продавцам, сходу уличал их в «обмане», пытался «надавить». Такое поведение было вызвано тем, что в общественном сознании агрессивность ассоциируется с силой, а он не хотел казаться слабым, чтобы его не вздумали обмануть. Но оценить уместность и дозировать свое давление в каждом конкретном случае он не мог. Поэтому его поведение казалось вздорным и не приносило желаемого успеха.

Суггестивные функции

Вспомним, что в окружающем мире вызывает у нас искренний и непосредственный всплеск интереса. Что восхищает нас в других людях, притягивает внимание в книгах и фильмах. Речь идет о сюжетах и свойствах, которые мы воспринимаем некритически, восторженно, с детским энтузиазмом, иногда удивляя окружающих. «Что ты находишь здесь интересного?» - с искренним непониманием спрашивают они.

Содержание информации, вызывающей у каждого типа неподдельный детский интерес, задается функцией, занимающей пятую ячейку его модели А. Как и в предыдущих случаях, надо помнить, что у другого типа суггестивной будет другая функция, оказавшаяся в пятой ячейке. И наши восторги могут ему быть совершенно не близки.
Пятая функция - суггестивная. «Входные ворота» для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира без сопротивления и критического осмысления для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций. Информация по ней привлекает, производит сильное впечатление, вызывает бессознательное доверие.
Информация, пришедшая в пятую ячейку, попадает, так же как и в четвертой, в одномерный, линейный канал. Поэтому степень ее успешного освоения ограничена простыми моделями. То, что в действительности линейно, усваивается правильно. То, чему в реальности соответствуют объемные разветвленные связи, - упрощается до простых схем.
Однако отношение человека к информации, попадающей в пятую ячейку, совершенно другое. Он слушает и запоминает все сведения активно и радостно, всегда открыт для новых сообщений. Нормы, заложенные сюда, обладают непререкаемым авторитетом. Например, если в детстве на суггестивную сенсорику ощущений заложена норма «не пить сырой воды», то человек может всю жизнь кипятить воду, даже если все вокруг пьют ее сырой прямо из родника.
Важность работы суггестивной функции заключается еще и в том, что здесь располагаются сюжеты самых личных и вдохновляющих радостей человека, его детские мечты и фантазии, наполняющие жизнь волшебными ожиданиями. Если человек, защищаясь от «посторонних влияний», захлопывает свою пятую функцию, чтобы не поддаваться «искушению», его жизнь постепенно теряет яркие краски и остроту восприятия мира.

Рассмотрим, как проявляют себя различные соционические функции, попадая в пятую ячейку модели А. Здесь довольно трудно отыскать примеры из жизни знаменитых людей, так как непосредственно по слабой бессознательной функции выдающиеся результаты не достигаются. А те, кто достиг результатов по своим сильным функциям, не хвастаются своими «слабостями» по аспекту суггестивной.

Если суггестивная функция - логика действий (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Люди этого типа любят собирать полезные советы, легко обучаются стандартным технологическим приемам. Они с удовольствием выполняют работу, в которой четко обозначены цели и методы. Они не склонны изобретать новые способы действий, предпочитая строго придерживаться заданной технологии. ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ могут увлечься сомнительными предприятиями, которые покажутся им выгодными. Им нравятся люди, всегда готовые четко поставить задачу и придумать, как ее осуществить.
Примеры:
- Семидесятилетняя женщина ДРАЙЗЕР, опытный врач, рассказывает о том, как она готовит. «А пирожки я пеку вкусные, по рецепту, которому меня научила мама. Всегда его точно соблюдаю, и получается хорошо. Когда-то я пробовала чуть-чуть менять, но всегда получалось хуже. Так что я всегда делаю это одинаково».
- Женщина ДОСТОЕВСКИЙ, имеющая семью, вырастившая двоих сыновей, с упоением вспоминает свои детские мечты. «А я всегда любила такие сказки, где являлся волшебный помощник и все само собой оказывалось сделано. Вот так я всегда и хотела выйти замуж, и чтобы как-то само собой все оказывалось сделано, а мне бы ничего делать не приходилось».

Референтные функции

«Вот, всегда бы ты был такой послушный!» Знакомая фраза, не правда ли? Почему же вдруг с людьми, не склонными обычно к компромиссам, случаются приступы послушания?

Соционика проясняет это таинственное явление. Оказывается, все мы бессознательно следуем указаниям, которые нам дают по аспекту функции, которая занимает шестую ячейку модели А.
Шестая функция - референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако, обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя ей. Он реагирует на обстановку так же, как те, кого он выбрал за образец. Функция эта нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
Шестая функция не зря носит название референтной. По ее аспектам человек охотно, без критических оценок выполняет то, что задано, тем способом, которому его научили. Поскольку референтная функция относится к витальному кольцу, человек плохо осознает свою «податливость», не видит, что его реакции подражательны, не может контролировать процесс, не задумываясь, следует за авторитетам.
Принято считать, что шестая функция двумерна. Она строит плоские модели реальности по предлагаемым образцам. И если учитель дал достаточное количество стандартных решений, то ученик может вполне грамотно использовать полученный навык.
Более того, по этой функции человек охотно и долго гордится собой и полученным результатом. Ему приятно получать похвалу, которая вселяет в него недостающую уверенность. Здесь мы довольно легко признаем чужое превосходство. (При условии, что жизнь не насажала нам мучительных комплексов по данному сюжету).
Человека любого типа порадуют подарки по референтной функции - они кажутся волшебными и очень интересными. Референтная функция - один из важнейших каналов связи людей друг с другом. Развитие ее открытости и восприимчивости - важнейший фактор толерантности, путь к органичной взаимопомощи и взаимопониманию.
Рассмотрим проявление конкретных функций в шестой ячейке модели А.

Если референтная функция - сенсорика ощущений (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

В вопросах эстетики, комфорта и здоровья люди этих типов, как правило, ориентированы на авторитеты родителей, книг, учителей. Лечатся и готовят они традиционно, по рецептам, не изобретая нового, не впадая в изыски. РОБЕСПЬЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ могут забыть о своих насущных потребностях, если их отвлекли. Но они вполне успешно решают повседневные бытовые вопросы, если их кто-то к этому правильно подготовил.
Примеры:
- Знаменитый кардиохирург Николай Амосов (РОБЕСПЬЕР) очень осознанно относился к вопросам здоровья, как своего, так и чужого. Будучи профессионалом высокого класса, он не только спасал жизнь другим, но и сам вел здоровый образ жизни, о чем написал в нескольких своих книгах. Это позволило ему, несмотря на больное сердце, сохранить работоспособность на долгие годы.

- Мужчина ДОСТОЕВСКИЙ, гуманитарий по профессии, после работы каждый день приезжал на строительство своего загородного дома и много делал там своими руками: шпаклевал стены внутри, красил дом снаружи, а также выполнял другую несложную работу - украшал свой дом и экономил деньги.

Ограничительные функции
«Ну, достали!» - каждый не раз произносил про себя эту фразу в соответствующем состоянии. А не вспомните ли вы, что обычно произносится вслух, какими словами ставятся на место надоевшие собеседники?
Оказывается, у каждого типа существует свое «секретное оружие», которое обеспечивает ему быструю и эффективную защиту. Это функция, расположенная в седьмой ячейке модели А.
Седьмая функция - ограничительная, рамочная. Это самая «сильнодействующая» функция у каждого человека. С ее помощью он может оградить себя от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств защиты.
Несколько решительных фраз по аспектам седьмой функции, произнесенные без лишних размышлений, но твердо, как правило, прекращают нежелательное для нас течение ситуации. Они звучат настолько убедительно, что желание спорить у партнера быстро угасает. Его аргументы не достигают нашего сознания, поскольку задача седьмой функции - оградить нас от постороннего влияния. Что она с успехом и проделывает.
Бесполезно пытаться вести беседу с человеком по аспектам его ограничительной функции: легкой болтовни не получится. Решения, которые здесь предлагаются, - это стандартные программы выживания в экстремальной ситуации, усвоенные в детстве, проверенные временем. Они отличаются простотой и жесткостью, не допускающей обсуждений. Их трудно анализировать и изменять, к тому же они не раз выручали человека в сложной ситуации, поэтому потребности в их коррекции мы не испытываем.
Правда, если так случилось, что кто-то первым подал на ограничительную сильный негативный посыл, человек чувствует себя совершенно беспомощным и обескураженным. Как правило, в таком случае он тихо ретируется и некоторое время восстанавливает душевное равновесие. Утешает в этом случае то, что опередить проявление ограничительной функции весьма непросто.
Рассмотрим, как проявляется действие ограничительной функции у конкретных типов.

Если ограничительная функция - этика эмоций (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Эти люди безошибочно чувствуют фальшь, если произносимые партнером слова не соответствуют его интонации. Их эмоции порой выражаются бурно и глубоко, когда, например, возникает энтузиазм в работе. Но еще больший эмоциональный ответ может получить попытка принудить ДОСТОЕВСКОГО и ДРАЙЗЕРА к тому, чего они не хотят. В такие моменты переживания выплескиваются наружу либо бурным потоком слез и жалоб, либо тихим отчаянием человека, полностью задавленного обстоятельствами. Редкий человек устоит против такого эмоционального давления.
Примеры:
- Многие помнят, как в рамках одной политической кампании была использована блестящая способность Сергея Доренко (ДРАЙЗЕР) провоцировать общественное возмущение. Он демонстрировал негодование и произносил обличительные речи со всей своей страстностью и эмоциональностью по поводу документов, в которых, видимо, не хватало фактических материалов, чтобы можно было возбудить судебное разбирательство.

- Женщина ДОСТОЕВСКИЙ рассказывала, что когда она чувствует, что ситуация выходит за рамки ее терпения, она тут же расстраивается: «Я сразу начинаю плакать. Я часто так поступаю. Это помогает». Конечно, кто же не пожалеет такую тонкую женщину, которая в ответ на нетактичность не стала скандалить, а расстроилась до слез?

Фоновые функции
Зачем объяснять очевидные истины? Мы сами не любим этого делать, да и не хотим выслушивать советы, которые кажутся нам банальными. Есть вещи, о которых не хочется спорить, поскольку они не содержат никаких поводов для сомнений и разночтений. Наверняка каждому приходилось с изумлением наблюдать, как другие умудряются «заблудиться в трех соснах» или «споткнуться на ровном месте». «Неужели ты не видишь, что здесь подвох?» - вот все, что мы можем сказать по этому поводу.Функция, по которой нам бессознательно все ясно, но ничего доказывать не хочется, располагается в восьмой ячейке модели А.Восьмая функция - фоновая, реализующаяся без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. Содержание информации по восьмой функции всегда бессознательно отслеживается. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора в адекватной оценке любых жизненных ситуаций.Восьмая функция работает непрерывно в бессознательном оценочном режиме. И в сознание ее оценки выводятся только в том случае, если ситуация требует оперативного реагирования. Вот тогда мы и произносим: «Очевидно, что на самом деле все не так». Однако, очевидно это только тем, у кого та же функция стоит в первой или восьмой позиции. Остальные партнеры нуждаются в большем или меньшем обсуждении или убеждении.Принято считать, что восьмая функция четырехмерна. Она оценивает реальность в максимально возможном объеме и сложности связей. Поэтому ее оценки адекватны, не упускают деталей, учитывают тенденции процессов. Как только ситуация принимает рискованный оборот, или возникает нестыковка в изложении фактов, или мелькнет угроза собственным интересам - восьмая функция берет инициативу на себя. В сознание выводится сигнал о неадекватности принятой информации, мобилизуются подходящие к случаю стандартные программы защиты и выживания.В этом состоянии у человека нет желания вести длительные дебаты, доказывая и уточняя то, что ему и так абсолютно ясно. Довольно трудно удержать в сознании сюжеты, которые так и норовят ускользнуть обратно вглубь, не возбуждая особого интереса.Именно поэтому выбирать профессию по сюжетам фоновой функции не рекомендуется. Безусловно, человек может достичь по ней высокой квалификации и общественного признания, но смутное ощущение нереализованности, отсутствия легкости жизни может преследовать его всю жизнь.Фоновая функция успешно берет на себя все вопросы, связанные с автоматическим реагированием. Она освобождает ресурс нашего внимания для решения новых творческих задач. Для себя же она оставляет поиск решений в тех ситуациях, над которыми нам незачем или некогда раздумывать. В частности, в экстремальных условиях человек успешнее всего действует, если полагается на быстрые и точные оценки своей фоновой функции.Однако, следует еще раз повторить, что восьмая, как и все прочие функции, должна быть сформирована воспитанием и наполнена личным опытом. Иначе ни о какой ее полноценной работе говорить не имеет смысла.Рассмотрим работу каждой соционической функции в восьмой ячейке модели А.

Если фоновая функция - интуиция времени (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Эти люди точны, без особого напряжения они поддерживают размеренный ход своей жизни. Хорошо чувствуют своевременность действий, исторические перспективы, отношения поколений, модные тенденции. РОБЕСПЬЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ пунктуальны, не говоря лишний раз о сроках, они, тем не менее, не опаздывают, дорожат своим и чужим временем. Собственные их внутренние ритмы настолько стабильны, что выбить их из выбранного режима практически невозможно.
Примеры:
- Женщина ДОСТОЕВСКИЙ знала, что гостье нужно уйти по делам в 14.00. Когда время подошло, она, не прерывая разговора с ней, встала из-за стола и бессознательно двинулась к вешалке в коридоре. Уже оказавшись почти у двери, она очнулась, посмотрела на гостью, потом на часы и произнесла: «Ой, ты говорила, что тебе надо уходить». Все предыдущие ее движения прошли у нее неосознанно, но все это было проделано совершенно вовремя.
- Как-то зимним вечером мужчина РОБЕСПЬЕР остановил свою машину на перекрестке и ждал разрешающего сигнала светофора. Когда зеленый свет загорелся, он тронулся было на довольно большой скорости вперед, но вдруг увидел, как со встречной полосы, прямо в лоб ему выскочила машина. Расстояние быстро сокращалось, авария была почти неминуема, но водитель, не снижая скорости, взял немного вправо, потом снова быстро вывернул руль влево - опасность миновала. Пассажиры даже не успели как следует удивиться скорости реакции водителя, благодаря которой всем им за считанные секунды удалось избежать серьезного столкновения.Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова"Я и все остальные Начала соционики"(2004 г.)
Категория: ДОСТОЕВСКИЙ | Добавил: busi-do (04.10.2008) | Автор: Бескова Л., Удалова Е.
Просмотров: 8835 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
0
3 Prostochelovek35  
Да, отлично написано. Осталось применить к себе.

0
2 Miledi  
Описание действительно хорошее. Работа функций описана очень просто и понятно.

0
1 HRomio  
Пожалуй одно из лучших описаний что я видел!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дуалы на планете Земля

Мини-чат

РЕКЛАМА

Купить радиоуправляемые машинки: танки, автомобили, вертолеты.

Наш опрос

Дуалов мы любим за то, что (1 из пары)...
1. я становллюсь лучше рядом с ними
2. с ними я могу позволить себе слабость
3. они делают меня сильнее
4. они знают, что сказать
5. они помогают справиться с трудным
6. они делают, когда другие болтают
7. они нуждаются в моей поддержке
8. я привношу в их жизнь нужное
9. они прикрывают мою спину
10. они берут на себя трудное
Всего ответов: 33

Наше сообщество

Статистика
Хостинг от uCoz
  • Последние новости сайта «Мы - дуалы!»

    Последние новости

    Редизайн сайта «Мы – дуалы!» и обновление функционала
    Редизайн сайта «Мы - дуалы!»

    Друзья, мы рады поделиться с вами нашей радостью: сайт «Мы – дуалы!» обрел новый образ!

    Мы постарались сохранить яркую, запоминающуюся палитру сайта, но в новом дизайне использовали более современные веб-технологии и дизайнерские решения. 

    Новый сайт – не совсем обычный, ему свойственны некоторые человеческие черты, к примеру, сочувствие: чтоб в позднее время не раздражать уставших глаз читателей яркими красками, ночью страницы сайта окрашиваются в серо-синюю ночную палитру. 

    Кроме дизайнерских изменений, у сайта появились и функциональные обновления.  Скользящая вкладка с левого края экрана позволит пользователям получить оперативный доступ к последним новостям и к своему профилю.  Если кака...
    01.05.2012
    «Дуалам» 4 года! С днем рожденья нас ВСЕХ!
    день рождения клуба Мы - дуалы!

    Сегодня сайту «Мы — дуалы!» исполнилось 4 года, а для вебсайта в Рунете - это вполне солидный возраст. 

    За прошедшие годы у нас сформировался сплоченный Клуб, оброс ценным содержанием форум, появились завсегдатаи-форумчане, верные нам постоянные читатели и комментаторы, и за 4 года мы установили около 200  соционических типов нашей Диагностикой. 


    А если вы хотите узнать, как изменилась аудитория сайта за последний год, читайте О Клубе соционических исследований "Мы - дуалы!" в картинках и цифрах-2102  >

    Большое спасибо всем нашим завсегдатаям, участникам форума, читателям, комментаторам, нашим поклонникам в социа...

    13.03.2012
    Оставьте свой след в соционике!
    Соционические исследованияКлуб "Мы - дуалы!" проводит различные исследования, которые впоследствии лягут в основу нового диагностического теста. Вы можете принять участие в любом из исследований, и  тем самым внесете свой вклад в исследование соционики. 
    В данный момент самое актуальное исследование:  

    Цель данного исследования - изучение восприятия людьми качеств, личностных характеристик и черт как  "тимных" или "клубных", т.е. свойственных определенным социотипам или соционическим клубам (интуиты-логики, сенсорики-этики и т.д.). 
    11.03.2012
    Все новости
  • Соционика -

    Профиль

      Привет, Гость



      Добро пожаловать!

  • Рекомендовать страницу

    Рекомендовать

  • Написать администрации сайта

    Написать админу

    Ваше имя
    Ваш e-mail
    Тема письма
    Сообщение
    Введите код
    Приложить(doc, pdf, png, jpg)

  • Соционический форум - комментарии -

    Последние комментарии форума

    Совы и жаворонки обновлено в 20:52 пользователем Alienated

    Фильмы, которые стоит посмотреть обновлено в 06:15 пользователем SeVeNi



    А что бы вы посоветовали себе в 15 лет? обновлено в 14:06 пользователем i_diod

    Смешное обновлено в 00:11 пользователем juju